Религия крито-микенского периода

Страница 1

Греческая культура складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытывала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Открытию критской и микенской цивилизаций мы обязаны выдающимся археологам 20 и 19 вв. – Артуру Эвансу и Генриху Шлиману.

На острове Крите были найдены таблички, письмена частично расшифрованы. Сам остров упоминается в древних египетских текстах, сюжеты греческих мифов связаны с ним. Ничего не известно об этнической принадлежности древнего населения Крита. Условно население, жившее на территории Балканского полуострова до греков, называют пеласгами. У пеласгов не было ни пирамид, ни грандиозных храмов, подобных египетским, но у них уже существовали святилища и оракулы (предсказатели), которых они вопрошали о воле богов. Пеласги были первыми, кто на земле Эллады оказали серьезное влияние на религиозные представления народов, впоследствии принявших общее имя – эллины.

Другим народом, повлиявшим на становление эллинской культуры и религии, были финикийцы. Начавшаяся в конце 2-ого тысячелетия до н.э. грандиозная финикийская колонизация, охватив наряду со средиземноморским побережьем Африки и Иберии (Испании), затронула острова и полуострова, занятые будущими эллинами. Отсюда известный миф о похищении Зевсом финикийской царевны Европы, которую «царь богов», принявший образ быка, доставил морем на Крит, чтобы там без помех с ней соединится. Хотя и минойцы и не были греками, данный миф отражает то, что на будущие европейские народы огромное влияние оказывали азиатские народы.

Но ни египетское, ни ханаанское, ни финикийское и малоазиатское влияние на эллинскую религию, как бы не были они велики, не могли, однако, подавить исконно религиозную основу, которую эллинские переселенцы приняли со своей прародины, и которая укрепилась от общения с пеласгами. Не случайно во главе эллинского пантеона стоит Зевс, бог, метающий молнии, т.е. обладающий чертой бога-грозовика индоарийцев, иранцев, славян и других индоевропейских народов.

«Ахейцы – племена индоевропейского происхождения – пришли на территорию Греции около 2000 г. до н.э., являются предками греков. Это воинственные племена, они установили свое владычество не только в городах Микенах и Коринфе, но и на Крите, на Кикладских и других островах южной части Эгейского бассейна. Они внесли в искусство примитивность и сухость в противоположность радостному, динамичному и воздушному искусству критян. По образцу критского письма микенцы создали собственную письменность – для записи текстов на греческом языке. Памятники ранегреческого письма найдены в архивах дворцов. К XII в. до н.э. Микенская цивилизация была разрушена дорийцами, новыми греческими племенами» (История мировой культуры, 250).

Так, мы наблюдаем постоянные переселения и завоевания одних народов другими. Об их постоянных передвижениях еще писал великий греческий историк Фукидид. Легендарному поэту-сказителю Гомеру приписывается авторство двух знаменитых эпических поэм «Иллиада» и «Одисея», по которым мы и судим о религиозных представлениях 8-7 вв. до н.э. В этих произведениях описываются события, относящиеся еще к 13 в. до н.э., рисуя жизнь греческих племен при переходе от первобытнообщинного строя к классовому рабовладельческому обществу. Это происходит в результате развития частной собственности.

А пока еще не произошел переход, скачок, люди оставались на первобытной стадии развития. Разнохарактерные силы природы олицетворялись в виде особых божеств, с которыми было связано множество сакральных преданий, мифов. Эллинская мифология отличается богатством, причем она сохраняла и в позднейшие эпохи многие предания времен родового строя. На протяжении XXX-XII вв. религиозные представления населения Греции претерпели многие изменения. Первоначально исключительным почитанием пользовались божества, олицетворявшие силы природы, так как страна жила земледелием и скотоводством. Особо чтили Великую богиню (позднее Деметра, что означает "Мать земли"), ведавшую плодородием растительного и животного мира. Ее сопровождало мужское божество, за ним следовали второстепенные боги. Культовые обряды включали приношение жертв и даров, торжественные процессии и ритуальные танцы. Культовыми постройками были монументальные здания, дворцы, служившие одновременно резиденцией царей-жрецов. В жертву могли приносить не только животных, но и людей.

Естественно, люди того времени были очень суеверными и в их верованиях еще сохранялись пережитки первобытных религий: фетишизма, анимизма и тотемизма, в прочем они сохранялись в народной религии до самого конца античной религии. Так, например греки верили в существовании духов, живущих в деревьях, растениях, реках, морях и т.д. Тотемизм проявляется в том, что богиня Афина часто изображалась с совой и змеей. Приношение жертв и чтение молитв происходило первоначально перед святым камнем, деревом или столбом. В этом выражаются пережитки фетишизма.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Иоанна Богослова церковь
Время создания: 1160-1180 гг. Храм был возведен заботами князя Романа Ростиславовича. Он располагался в княжеской резиденции. Построенная, как и многие другие смоленские храмы, из кирпича, церковь по своим техническим и конструктивным ос ...

Алексей Гаврилович Венецианов
Русский художник, представитель романтизма (известный прежде всего своими сельскими жанрами). Родился в Москве 7 (18) февраля 1780 в купеческой семье. В молодости служил чиновником. Искусство изучал во многом самостоятельно, копируя карти ...

Парк Ихэюань
Парк Ихэюань является одним из самых широко известных дворцовых парков, он расположен на расстоянии 15 километров от Пекина. Прежнее название - Циниюань, построен он был во времена династии Цзинь в 15 веке. Общая площадь парка Ихэюань - о ...