Религия в эпоху эллинизма

Существованию каждой религии отмерен свой срок. За рождением богов с неизменностью законов природы следует смерть, а если происходит возрождение культа с теми же именами, то это по существу уже новые боги. Кризис эллинской религии совпадает с кризисом полиса, точнее с ее последней фазой, начавшимися завоеваниями Александра Македонского. Исчезает препятствие к объединению Запада и Востока, которые находятся под властью единого монарха, ситуации идет к тому, что создается всемирная империя. Но империя оказалась недолговечной.

Некоторые старые культы возрождаются в связи с изменением их функций. Упадок традиционных верований приводит к широкому проникновению в Элладу иноземных культов. Нахлынуло множество богов-пришельцев, так же как и на Востоке появилось множество храмов эллинских богов. При этом новые боги у эллинов настолько вошли в моду, что настала пора затмения и оттеснения старых. «Малоазийский культ бога Сераписа утвердился в Египте, где греки стали отождествлять нового бога с Зевсом и Асклепием. Египетскую богиню Исиду стали называть Деметрой. В Пергаме официальным культом стал фригийский культ Кибелы – Матери земли, который в глазах греческого населения был продолжением культа Афродиты» (Куманецкий, 149).

Введение новых богов, культ которых не становился государственным, сопровождался созданием в полюсах религиозных общин. Так, появились общины почитания Митры, Адониса. В них допускались не только гражданские полюсы, но и чужестранцы и рабы, пользовавшиеся на общинном собрании почитателей богов правом голоса. Все элинизированные восточные религиозные культы носили характер мистический и экстатический.

Подобные культы были распространены в связи со стремлениями человека обрести духовную свободу, за неимением реальной, так как греки находились под властью монарха, Александра Македонского. К тому времени, когда Греция стала римской провинцией, во всей империи. В ее культуре, литературе и религии, стала господствовать одна эллинистически-римская культура, причем в области религии и дальше сохранялся синкретизм, в котором смешивались традиционные культы с восточными. Стремление к универсализму религии, к отказу от индивидуализированных божеств появилось в строительстве так называемых пантеонов – храмов, посвященных всем богам сразу. Таким был, скажем, знаменитый Пантеон в Александрии Египетской.

Таким образом, религия древней Греции прошла сложный путь развития, претерпела много влияний извне. Она начала с первобытной религии, далее был создан свой пантеон богов, которые имели антропоморфный характер. Постепенно религия оттеснилась философией, она потеряла смысл, и поклонения богам стало добровольной формой деятельности. С неуверенным положением греков, приходом императора, было связано принятие восточных мистических культов. Также можно согласиться с Нильссоном в том, что греческую религию можно изучать в двух направлениях: через литературу, которая была скорее создана верхушкой общества и через то, что было ближе народу, занимающемуся сельскохозяйственными работами. Как и в любом другом процессе, мы находим двойственность.

Рекоменудем посмотреть:

Культурное развитие новой России постсоветского времени
Период 1985-1991 гг. вошел в современную историю России как период "перестройки и гласности". В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого президента СССР М.С.Горбачева в стране и в мире произошли важные с ...

Борис Ровенских
В период работы главным режиссером Московского драматического театра им. А.С. Пушкина (1960–1970) Равенских поставил такие значительные для своего времени спектакли, как Романьола Л. Скуарцины (1963), Повесть о спасенной любви И. Голосовс ...

Фокс Тальбот
Все были в восторге от дагеротипа — художник, гравер, офортист, литограф, ученый. Его деликатная тональность и передача мельчайших деталей, видимых с помощью увеличительного стекла, отвлекли всеобщее внимание от более рыхлых изображений н ...