Религия и ее роль в культуре

Информация » Религия и ее роль в культуре

Страница 9

В 1876 году был основан журнал «Русское богатство». На первых порах это было специализированное издание по вопросам коммерции. Но в 1879 году оно перешло в руки писателя Н. Н. Златовратского и приобрело народническое направление. Идейным руководителем журнала стал Н. К. Михайловский. На страницах «Русского богатства» печатались произведения Г. И. Успенского, В. М. Гаршина, В. Г. Короленко, Н. Г. Гарина-Михайловского, М. Горького, А. И. Куприна.

В период отмены крепостного права самым известным журналом либерального направления был «Русский вестник», выходивший в Москве и редактировавшийся М. Н. Катковым. Пока журнал стоял на конституционной почве, в нем сотрудничали К. Д. Кавелин, А. М. Унковский, С. М. Соловьев и другие видные либералы, печатали свои произведения М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой. Но в 1862 году журнал круто изменил свою позицию, перешел в лагерь консерваторов и утратил былое влияние.

С 1863 года в Москве стала выходить газета « Русские ведомости». Она придерживалась либеральной линии и конституционных идей. Вокруг «Русских ведомостей» группировалась либеральная профессура и земские деятели. В разное время в «Русских ведомостях» сотрудничали П. Л. Лавров, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Н. К. Михайловский. Газета постепенно увеличивала тираж и к концу века заняла прочное место среди главных столичных газет.

60 – 70-е годы XIX века вошли в историю русского театра как время А. Н. Островского. Его пьесы составляли основу репертуара Малого театра в Москве. Широко представлены они были и на сцене Александрийского театра в Петербурге.

К концу 60-х годов в провинциальных театрах шло 23 пьесы Островского, 6 – Гоголя, 4 – Тургенева. В 1863 году к повсеместной постановке разрешили «Горе от ума» Грибоедова. Из трилогии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» только первая пьеса была поставлена при жизни автора. Остальные долго оставались под запретом. Считалось, что они умаляют царское достоинство. Лишь в конце века запрет был снят.

В 80 – 90 годы в репертуар стали входить пьесы Достоевского и Чехова. Из пьес Шекспира чаще всего ставили «Гамлета».

Пореформенный русский театр испытывал много разных притеснений и ограничений. До 80-х годов в столицах существовала монополия императорских театров. Частные театры в Петербурге и Москве появились лишь в конце века. Театральная цензура отличалась особой придирчивостью: то, что шло в столицах, не всегда разрешалось в провинции; то, что было опубликовано и, казалось, общеизвестно, не всегда дозволялось к постановке.

С другой стороны, суровое шефство над театром взяла демократическая критика, столичная и провинциальная, равнявшаяся на «Современник». От театра требовали соответствия его постановок «передовым идеям». Беспомощность и халтура драматурга или актера карались не очень строго, если пьеса отвечала «духу времени».

В 1863 году умер М. С. Щепкин. С ним закончилась целая полоса в истории русского театра- театра времен Гоголя. Щепкин искал в своих героях, прежде всего привлекательные черты. Его искусство утверждало благородство «маленького человека». «Новый театр» сосредоточился на критике социальных условий и показе « социальных типов». Это было полезное дело, когда оно не доходило до упрощения, до откровенной тенденциозности. Известный провинциальный актер Н. Х. Рыбаков специализировался, например, на ролях самодуров в пьесах Островского. Сам автор с восхищением говорил о нем в роли Дикого из «Грозы». Это была «апофеоза самодурства», как писала одна газета. Но в другой пьесе Островского характер персонажа был сложнее, однако у Рыбакова получался все тот же Дикой. Театру 60-х годов была свойственна некоторая прямолинейность.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Рекоменудем посмотреть:

И. Старов
И.Е. Старов (1745–1808) – младший современник Баженова. Они вместе приехали из Москвы в Петербург и поступили в Академию художеств. Старов окончил ее на два года позже и в 1762 г. вслед за Баженовым совершил пенсионерскую поездку во Франц ...

Золотые ворота
Время создания: 1164 г. Дата закладки владимирских ворот неизвестна, но строительство началось не ранее 1158 года, когда Андрей Боголюбский стал возводить оборонную линию города. Окончание строительства ворот можно точно датировать 1164 ...

Живая глинка
Приезжала как-то в Новосиль Вера Синюкова – кто она, история умалчивает. Но лучше ее, по-моему, никто не написал о чернышинской игрушке. И я не хочу присваивать ее слов (Синюкова В. «Да не иссякнет источник души!». – «Новосильские вести», ...